ОСАГО — история и действительность
История ОСАГО
в России началась в 20-х годах прошлого века. Идея о введении обязательного страхования возникла с появлением первых автомобилей, но не получила своего развития, так как в Советском Союзе автомобиль был для населения непозволительной роскошью, их было очень мало и острой нужды в ОСАГО не было. Но в 60-х годах руководство страны всё-таки вернулось к этому вопросу и намеревалось ввести обязательное страхование и положить начало отечественной истории развития ОСАГО. Противники ОСАГО аргументировали свою позицию опытом «Запада» в страховании транспорта, и отказом следовать по пути капиталистических стран. Из-за этого возможность застраховать свою автогражданскую ответственность в России появилась лишь с 1991 года, да и то только в добровольной форме.В начале 2000-х годов из-за резкого увеличения числа иномарок на дорогах страны и дороговизны их ремонта вопрос о введении ОСАГО встал настолько остро, что с 1 июля 2003 года Законом об ОСАГО № 40-ФЗ этот вид страхования был признан обязательным. Этот закон был подписан 25 апреля 2002 года и этот день можно считать официальным днём рождения ОСАГО в России.
Несмотря на неутихающие дискуссии вокруг доходности ОСАГО для страховщиков и принципов расчета его цены для автовладельцев, оно все-таки привносит элемент цивилизованности в отношения автовладельцев при возникновении аварийных ситуаций. Сейчас уже ушли в прошлое анекдоты с 600-м мерседесом и запорожцем в качестве главных героев. По свежим данным ВЦИОМ 79 процентов россиян считают, что ОСАГО упрощает получение выплат при ДТП и является гарантией их получения.
Обязанности по исполнению закона об ОСАГО возложены на Российский союз автостраховщиков (РСА) и МВД России.
В 2012 году изменился порядок заключения договоров ОСАГО для подержанных автомобилей. Для автомобилей, «возраст» которых менее 3 лет, не требуется прохождение технического осмотра, поэтому договор ОСАГО можно заключать без каких-либо дополнительных условий. Применительно к ОСАГО, возраст автомобиля исчисляется с года его выпуска, в 2015 году автомобили 2012 года выпуска обязаны пройти техосмотр (подробнее в статьях «Нужен ли техосмотр новому автомобилю?» и «Когда проходить технический осмотр?»).
После 3 лет перед страхованием по ОСАГО автомобиль должен сначала пройти технический осмотр, и только после этого страхование автомобиля по ОСАГО возможно (при предъявлении действительной диагностической карты или талона ТО).
С начала 2013 года заработала Единая автоматизированная информационная система российского союза автостраховщиков (АИС РСА), в которой собираются сведения о всех выданных полисах ОСАГО, произошедших страховых случаях, и в которой учитываются все персональные скидки водителей, зависящие от возраста, стажа и безаварийной езды. Перед продлением полиса ОСАГО с ограниченным списком водителей на следующий страховой период страховой агент обязан получить из этой системы информацию о страховой истории всех вписанных в полис водителей. Для полиса ОСАГО «без ограничения» запрос делается по регистрационным данным автомобиля. Полученные данные из АИС РСА применяются при расчете стоимости полиса.
C 1 сентября 2013 года контроль за тарифами по ОСАГО перешел от Министерства финансов к Центральному банку РФ.
22 июля 2014 года был опубликован пакет поправок в закон об ОСАГО, которые должны были исправить накопившиеся за десятилетие проблемы обязательного страхования автомобилей в России. Так, с 1 октября 2014 года лимит ответственности полисов ОСАГО при причинении вреда имуществу увеличен почти в 3 раза (подробнее в статье Закон об ОСАГО (версия 2014), а с 1 апреля 2015 года увеличен лимит ответственности за причинение вреда жизни и здоровью до 500 тысяч (подробнее в статье «Нешуточное ОСАГО (изменения с 01.04.15 г.).
C 11 октября 2014 года Центральный банк РФ ввел понятие «тарифного коридора» по ОСАГО и обозначил его границы, что привело к 23 — 30% увеличению базовых тарифов.
С 12 апреля 2015 года произошло второе увеличение их значений на 40% и расширение границ коридора до 20%.
С 1 октября 2015 года автовладельцы могут оплатить и получить новый полис ОСАГО в электронном виде (подробнее в статье «Эволюция "еОСАГО" - второй этап).