Единая стоимость полиса ОСАГО стала мифом

Обязательному страхованию автомобилей в России в этом году исполняется 12 лет, официально точкой отсчета является 1 июля 2003 года. Первоначально нововведение было принято автовладельцами в штыки, за отсутствие оформленного полиса ОСАГО на автомобиль установили штрафные санкции, стали снимать государственные номера и отправлять автомобили на штрафстоянку. В настоящее время полис ОСАГО имеют более 90% автовладельцев, он надежно «прописался» в комплект документов на автомобиль.

За прошедшее время фраза «стоимость полиса ОСАГО в различных страховых компаниях одинакова, так как порядок расчета стоимости установлен законом» стала стандартным ответом на вопрос о стоимости полиса ОСАГО. Этот факт был основан на формуле расчета полиса ОСАГО, которая в общем виде выглядит следующим образом:

Т = ТБ × КТ × КБМ × КВС × КО × КМ × КС × КН × КП × КПР
    где:
  • Т — величина тарифа, т.е. собственно стоимость полиса;
  • ТБ — величина тарифа базовая;
  • КТ — территориальный коэффициент;
  • КБМ — коэффициент бонус-малус (класс водителей или собственнника);
  • КВС — коэффициент возраст-стаж;
  • КО — коэффициент ограничения списка водителей;
  • КМ — коэффициент мощности двигателя;
  • КС — коэффициент за период использования автомобиля;
  • КН — коэффициент нарушений;
  • КП — коэффициент срока страхования для автомобилей иностранных граждан;
  • КПР — коэффициент за использование ТС с прицепом

До 2014 года значение коэффициента ТБ было неизменно и составляло для легковых машин категории «В» 1980 рублей, значение остальных коэффициентов определяется по утвержденным таблицам и не зависит от страховой компании, следовательно стоимость полиса на конкретный автомобиль в различных страховых компаниях не могла отличаться.

С 11 октября 2014 года Указанием Цб РФ было установлено, что теперь «размер базового страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства в зависимости от территории преимущественного использования в пределах значений» тарифного коридора. Одновременно с этим был увеличен базовый тариф на 23% и введен тарифный коридор шириной в 5% (от 2440 до 2574 рублей для кат.»В»). Большинство страховых компаний в пределах этих 5% определили себе величину базового тарифа «по максимуму», в результате чего стоимость полиса выросла на 30%, оставаясь одинаковой во всех компаниях.

С 12 апреля 2015 года произошло второе увеличение базовых тарифов на 40%, а ширина тарифного коридора стала составлять 20% (от 3432 до 4118 рублей). Теперь, при прочих одинаковых условиях страхования (срок действия полиса, регион использования, возраст-стаж, КБМ и т.д.), разница в стоимости полиса ОСАГО в страховых компаниях может составлять 20%, поэтому говорить об единой цене полиса ОСАГО стало невозможно.

выбор-ОСАГО

Пример: Легковые автомобили — самая многочисленная категория в российском автопарке (40,85 млн ед. по состоянию на 1 января 2015 года). В качестве примера возьмем водителя со стажем и недорогой автомобиль (регион Москва, КБМ 0,5 (13 класс), возраст > 22 лет, стаж > 3 лет, ограниченный список водителей, мощность 85 л/сил, срок страхования 1 год). Расчет стоимости полиса ОСАГО по калькулятору РСА определяет минимальную и максимальную стоимость как 3775.20 руб. и 4529.80 руб. соответственно.

Для автомобилей категории «В» физических лиц в Москве страховая компания «Ингосстрах» установила величину тарифа по минимуму тарифного коридора, а СК «Согласие» по максимуму, поэтому для автовладельца из примера полис ОСАГО в «Ингосстрахе» обойдется в 3775,20 руб., а в страховой компании «Согласие» он купит полис ОСАГО за 4529,80 руб. Разница в цене полиса составляет 755 рублей. Для молодых водителей с небольшим стажем, без накопленного КБМ разница будет еще существенней, в «тяжелых» случаях до 3000 рублей.

Центробанк сделал ставку на тарифную конкуренцию между страховыми компаниями в ОСАГО, целью которой видит полную либерализацию цен на ОСАГО, т.е. дальнейшее расширение тарифного коридора. В свою очередь Российский союз автостраховщиков заявил о том, что не видит угрозы в массовом отказе автовладельцев от полисов ОСАГО, в то время как штраф за отсутствие полиса у водителя наказывается штрафом в 800 рублей.

ЦБ РФ разъяснил, что: «Страховая организация обязана уведомлять в письменном виде Банк России об утвержденных размерах базовой ставки страхового тарифа в течение трех рабочих дней со дня утверждения. Документ, устанавливающий размеры базовой ставки страхового тарифа, вступает в силу со дня его утверждения и подлежит размещению на официальном сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение трех рабочих дней со дня утверждения». Ничто не мешает страховым компаниям (по своему усмотрению, в любой момент) изменять в пределах тарифного коридора величину базового тарифа, которую они используют при расчете стоимости полиса ОСАГО.

Перед страхованием автомобиля по ОСАГО желательно знать, какой тариф применяется в данный момент в конкретной страховой компании и делать разумный выбор. Мы будем отслеживать установленные базовые тарифы в страховых компаниях, которые являются нашими партнерами и публиковать актуальную информацию в статье ОСАГО - новые тарифы c 12.04.2015 г. (обновлено 09.07.2015 г.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

О наших партнерах
РЕСОИнгосстрахСогласие
Мы в соцсетях
ТвиттерГруппа ВКонтактеСтраница на Фейсбук
Свежее и популярное